Концертный исполнитель. Музыкальное искусство эстрады. Лилия Данииловна Каяниди

Прежде чем познакомиться с различными родами концертного творчества, следует подчерк­нуть в каждом из них нечто общее. Определяющим для каждого рода концертного творчества будет один из основных видов искусства - музыки, слова, танца, а также пения, являющегося наиболее распространен­ным синтетическим соединением двух видов искусства - слова и музыки. Заметим еще, что, как об этом уже говорилось выше, все эти виды искусства предстают перед нами обязательно в синтезе с искусством актерским.

На первый взгляд, невозможно считать пианиста или скрипача актером. Искусствоведческая терминология до сих пор оперировала двумя понятиями - актер и артист. Первое слово извечно обозна­чало исполнителя ролей в театре («действователя»), второе - че­ловека, избравшего своей профессией исполнение концертных про­изведений всех родов и жанров. Вместе с тем в любой разновидно­сти концертного искусства обязательно наличествует актерское начало: исполнитель (музыкант, танцор, акробат) всегда играет ка­кую-то роль, так как в это время обращается к мыслям, чувствам, поступкам, предписанным ему содержанием исполняемого произве­дения.

Здесь уместно вспомнить об эволюции актерского творчества. Когда-то актерское отображение жизни человека происходило в весьма условных формах. В разные эпохи превалировало условно-пластическое, условно-декламационное начало. Психологическое одухотворение стало свойственным актерскому искусству значительно позднее, тогда, когда театр миновал этапы классицизма и романтизма. Реализм, утверждавшийся в XIX веке в результате возникшего интереса к подробному исследованию человеческой жизни в ее социальных и психологических проявлениях, потребо­вал от искусства отображения действительности, соответствующего новому уровню ее познания. Появившаяся реалистическая драма­тургия предусматривала при сценическом ее воплощении глубочай­шее погружение актера во внутренние процессы «жизни человече­ского духа». Не могло не произойти и произошло качественное из­менение сущности актерского искусства. Вместо условного, хотя и внешне правдоподобного, изображения человеческого поведения возникло искусство воплощения духовной, внутренней жизни чело­века. Новый актер должен был уметь воспроизвести процессы мыш­ления, все тончайшие оттенки человеческих эмоций и, естественно, физическую правду поведения на уровне, близком к модели.

Утверждение реализма в литературе и музыке ознаменовалось в концертном творчестве не только обновлением репертуара, но и изменением исполнительского стиля и метода. Стало уходить в про­шлое формальное музицирование, напыщенное декламаторство, пу­стое изящество танца. Все стало насыщаться глубинным содержа­нием. Понятие «певец» постепенно сменялось понятием «поющий актер». Балерины и танцовщики становились балетными актерами. Уходили в прошлое чтецы и декламаторы, их заменяли рассказчики и разговорники. Господство реализма потребовало от всех исполни­телей иного, актерского подхода к исполнительской деятельности. Даже от исполнителей инструментальной музыки сегодня мы вправе требовать точного и тонкого психологического проникновения в эмоциональное и интеллектуальное существо исполняемого произ­ведения.

контрольная работа

1. Понятие концерта, специфика, классификация

Концерт - это особая законченная сценическая форма, в основе которой - номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои "условия игры". Каждый из них по форме и содержания имеет свои особенности.

Концерты бывают самых различных видов:

· смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей и т.д.),

· эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, цирковые номера и др.),

· музыкальный,

· литературный.

Наиболее распространен дивертисментный (сборный) концерт, в который может входить: пение, музыка, танцы, сценки, пародии и др. Такой концерт, тем более театрализованный, это произведение сценического эстрадного искусства, и важнейшая роль в нем принадлежит режиссеру.

Также концерт - (нем. - "состязание") - состязание в мастерстве, его демонстрация.

1) Музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра.

2) Публичное исполнение музыкальных произведений.

3) Публичное исполнение произведений малых форм, соревнование разных жанров, видов исполнительского искусства.

Концерт - едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам: высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность; жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории; высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров; надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры.

Концерт - это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее составленной программе. В период средневековья концерт имел музыкально-инструментальный характер. На нем могли быть приглашенные члены только аристократических, знатных семей. Организовывался для небольшого количества приглашенных и был закрытым от посторонних глаз. Впервые публичные концерты организовывались во второй половине XVIII века и были сугубо музыкальными.

Первый развлекательный концерт, с внедрением продуманной программой, был организован в Англии. Проводились они в театрах, пивных барах со сценой, и в музыкальных залах гостиниц. Виды концертов - это самостоятельные программы, своеобразие которых определяется задачами, потребностью зрителя, эстетическими запросами определенной аудитории. Можно определить основные разновидности концертов:

1. Сольный - концерт одного исполнителя, популярность которого в сочетании с глубоким и ярким репертуаром способны на протяжении всего вечера поддерживать неослабевающий интерес. К сольным концертам относятся также: концерты хореографического коллектива, хора, одного ансамбля, оркестра, как единого организма.

2. Концерт-дивертисмент - сборный, смешанный. Определяется выступлением артистов разных жанров.

3. Академический, филармонический - концертные организации, ставящие своей целью пропаганду высоко художественных и музыкальных произведений, (а иногда и различных видов эстрадного искусства и исполнительского мастерства). Исполняемые в таких концертах жанры достаточно сложны по форме и содержанию, требуют особой подготовленности от аудитории.

4. Камерные концерты - (в переводе "комната") - по звучанию репертуара, по характеру исполнительства предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей.

4. Тематический концерт - концерт одной главенствующей темы. Она, как стержень нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты концерта. Здесь жанры могут быть различные.

6. Концерт-ревю - (с франц. "панорама", "обозрение") - обозрение на определенную тему, его сюжет, его ход, подача номеров различных жанров, соединение патетического и комического.

Условно ревю можно разделить на 2 вида:

1) Ревю-феерия.

2) Камерное ревю.

В (1) определяющим является сочетание значимости содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерии характерна для мюзикл-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и другие драматургические номера, большие коллективы, танцевальные группы, эстрадные оркестры. Основную роль играет музыка. Сцен. решение в ревю-феерии отличает эффективное использование технических возможностей сцены.

7. Эстрадный концерт - вершина развлекательности, в них меньше внимания уделяется камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам. Главенствующее место: эстрадная песня, юмор, танец.

8. Гала-концерт - (с франц. "большой") - особенно праздничное, торжественное, привлекающее публику зрелище.

9. Шоу - пышное зрелище с участием звезд эстрады, цирка, джаза, спорта и т.д., в котором звучащие слова, как наиболее полный выразитель содержательности исполняемого произведения, оказывается скрытым антуражем декораций, света, технических возможностей.

10. Концерт-шатан - развлекательные мероприятия с разными программами в барах, ресторанах, гостиницах, концертных залов.

Организация концертов представляет собой административно-технический процесс. Он состоит из нескольких этапов:

2. Разработка сценария. Режиссерская подготовка проекта;

3. Приглашения звездных исполнителей;

4. Техническое обеспечение концерта;

5. Оформление праздников дизайнерскими решениями;

6. Административный контроль и проработка трансферов исполнителей и участников.

Разного рода празднований, презентаций альбомов любимых исполнителей, концертных туров звёзд мировой и государственной эстрады, корпоративные и государственные праздники, спортивные соревнования круглый год собирают десятки тысяч людей на стадионах, площадях, концертных залах, плацах. Целые команды специалистов трудятся над организацией каждого мероприятия.

Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов -- дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные. Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения. Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами.

В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты -- разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей.

В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал. Получили широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы -- один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности.

"Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе

Инструментальный концерт возник на рубеже XVI-XVII вв. как один из жанров церковной музыки. За несколько столетий существования он прошел достаточно сложный путь развития...

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает возвышенные эмоции...

Гармоническая фактура светской музыки эпохи Возрождения

Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется и в статике (например, то или иное расположение аккорда). Фактура, являясь внутренней содержательной стороной произведения...

Жанры русского музыкального фольклора

Хоровод - сочетание хореографического движения целой группы лиц с их совместным ансамблевым пением. Хороводы имеют многовековую историю, на протяжении которой они развивались, обновлялись и по характеру хореографии, и по стилю пения...

Музыка как стиль искусства

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль - ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе...

Основные виды и жанры концертов

Театрализованный концерт, или, как его иначе называют, "концерт-спектакль" ("спектакль-концерт"), представляет собой органический сплав различных видов искусства: музыки, литературы, театра (музыкального и драматического), эстрады, кино и цирка...

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии...

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике

Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную...

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти...

Особенности гармонического языка С.С. Прокофьева

Культура XX века - сложный, многоплановый и противоречивый феномен. Современное музыкальное искусство - часть этой реально функционирующей и развивающейся большой системы, еще недостаточно изучена как в целом так и в составных элементах...

Особенности музыкальной памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти...

Специфика звуковой субстанции как музыкального материала

Эта сложность усугубляется в музыке дифференцированностью музыкальных профессий и инструментальным опосредованием. Звуковая материя, которой пользуются исполнитель и композитор, далеко не всегда производится самим музыкантом...

Стилистические особенности инструментальных концертов XVIII века

Фортепианные концерты в творчестве А.Г. Шнитке

Известно, что практически ни одно из сочинений Шнитке не обходилось без участия фортепиано, хоть по воспоминаниям Ирины Шнитке композитор предпочитал струнные инструменты, а "рояль у него был не на первом месте" Хайрутдинова А...

Языковые особенности бардовской песни (на примере исследования категории времени в творчестве Ю. Визбора)

В качестве исходной теоретической и методологической основы в данной работе принимается развернутое определение авторской песни, предложенное в монографии И.А.Соколовой: «Авторская песня…- это тип песни...

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий »

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов

Учебно-методический комплекс

По дисциплине «Инструментоведение»

Цикла СД.Ф.

Специальности 070101 «Инструментальное исполнительство»

Специализация «Оркестровые народные инструменты»

Квалификация «Концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель»

Составитель: Т.А. Жданова –

Профессор кафедры,

заслуженныйработник высшей школы РФ.

Учебно-методический комплекс обсужден

и утвержден на заседании кафедры

2011 года

Протокол № ___

Пояснительная записка ………………………………………………..

Примерный тематический план для ОДО ……………………………

Примерный тематический план для ОЗО ……………………………

Курс лекций ……………………………………………………………

Вопросы к экзамену ……………………………………………………

Библиографический список …………………………………………..

Пояснительная записка

Теоретический курс «Инструментоведение» включает в себя изучение инструментов симфонического и русского народного оркестров, их конструкций, технических, художественных и тембровых возможностей музыкальных инструментов, историю развития оркестровых коллективов. В данном курсе рассматриваются инструментальные составы основных оркестровых групп симфонического и русского народного оркестров. Изучение курса «Инструментоведение» является важным звеном в подготовке будущих руководителей народных инструментальных коллективов наряду с такими дисциплинами, как «Инструментовка», «Дирижирование». Изучение теоретических основ курса позволит студентам, а затем и выпускникам применить приобретенные знания при написании инструментовок для ансамбля и оркестра русских народных инструментов, а также при прочтении партитур народного и симфонического оркестров.

Целью данного курса является подготовка руководителей инструментальных коллективов к методически грамотной практической деятельности. Курс предназначен всем, кто интересуется историей и развитием инструментов и оркестровым искусством.

Общий объем часов, отводимый на данную дисциплину:

При очной форме обучения -70 часов;

При заочной форме обучения - 70 часов (лекции).

Из них - аудиторные (лекционные) часы:

При очной форме обучения - 34 часа;

При заочной форме обучения - 10 часов.

Самостоятельная работа студента:

При очной форме обучения - 36 часов;

При заочной форме обучения - 60 часов.

Итоговой формой контроля на очном и заочном отделениях является экзамен.

Примерный тематический план для студентов ОДО

Аудиторных часов (лекции): 34 часа.

Самостоятельная работа студента: 34 часа.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов (лекции)

История развития симфонического оркестра.

Виды оркестров. Партитура симфонического оркестра. Классификация Музыкальных инструментов.

Смычковые инструменты симфонического оркестра.

Группа деревянных духовых инструментов.

Группа медных духовых инструментов.

Ударные инструменты симфонического оркестра.

Клавишные инструменты. Гитара и лютня.

История создания и развития оркестра русских народных инструментов.

Партитура оркестра русских народных инструментов.

Группа домр.

Группа балалаек.

Группа баянов и гармоник.

Ударные инструменты оркестра русских народных инструментов.

Музыкальные инструменты народов Крайнего Севера.

Эпизодические инструменты оркестра русских народных инструментов.

Итого:

34 часа

Примерный тематический план для студентов ОЗО

Общий объем часов курса: 70 часов.

Аудиторных часов (лекции): 10 часов.

Самостоятельная работа студента: 60 часов.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов (лекции)

Раздел 1. Инструменты симфонического оркестра

История развития симфонического оркестра. Партитура симфонического оркестра. Классификация музыкальных инструментов.

Инструменты основных групп симфонического оркестра.

Раздел 2. Инструменты оркестра русских народных инструментов.

История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Партитура оркестра русских народных инструментов.

Инструменты основных групп оркестра русских народных инструментов.

Итого:

10 часов

для студентов очной формы обучения

Раздел 1. Инструменты симфонического оркестра

Тема 1. История развития симфонического оркестра. Классификация музыкальных инструментов

Распространение совместной игры на различных музыкальных инструментах.

Конец ХVII века. Зарождение светской инструментальной музыки и появление новых музыкальных жанров: оперы, балета, оратории, а позже - симфонии, увертюры, концерта. Своим возникновением они обязаны К. Монтеверди, Д. Скарлатти, А. Корелли и А. Вивальди, Ф. Куперену и Ж. Рамо, Г. Шюцу и Г. Перселлу, И. Баху и Г. Генделю.

Развитие музыкального языка - оркестровые тембры наряду с мелодией, гармонией, ритмом являются одним из средств для выражения идей и настроений композитора.

Создание скрипки в ХVII веке. Инструментальные мастера Италии, Франции, Тироля.

ХIХ век - усовершенствование духовых инструментов: валторн и труб, флейт и кларнетов.

Искусство отдельных исполнителей-виртуозов.

Вторая половина ХIХ века - на смену композитору, дирижировавшему своей музыкой, пришел дирижер нового типа - исполнитель сочинений других авторов.

Развитие оркестра неотделимо от общественной жизни людей, от состояния промышленности, от размаха нотопечатания и т.п.

Творчество итальянских композиторов Джованни Габриели (около 1557–1612 или 1613 гг.) и Андреа Габриели (между 1510 и 1520 - после 1586 гг.).

Один из создателей оркестра - первый классик оперы, гениальный реформатор в инструментальной сфере Клаудио Монтеверди (1567–1643 гг.). Разделение инструментов оркестра на группы смычковых и духовых, на группы, сопровождающие и ведущие мелодию. Реформа оркестра в опере «Орфей» (1607 г.).

Глава Неаполитанской оперной школы Алессандро Скарлатти (1660–1725 гг.). Введение в оркестр натуральных валторн.

Реформы создателя французской национальной оперы и балета Жан Баттиста Люлли (1632–1687 гг.). Разделение оркестра на три типовые группы: струнные, деревянные духовые и медные духовые инструменты.

1759 год - сочинение Й. Гайдном Первой симфонии.

Вторая половина ХVIII века - открытие эффектов оркестрового крещендо и диминуэндо.

Роль великих венских мастеров - Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена и Ф. Шуберта в истории симфонической музыки и становлении ее различных жанров.

Конец ХVIII столетия - формирование концертного состава оркестра, который мы называем классическим, или малым.

Существенное усовершенствование деревянных духовых инструментов флейтистом мюнхенской капеллы Теобальдом Бемом, создание клапанного механизма.

В первые десятилетия ХIХ века радикальному усовершенствованию подверглись медные духовые инструменты. Был создан вентильный механизм.

ХIХ век ознаменован размахом музыкального образования. Открытие консерваторий в центральных городах Европы. Размах нотопечатания и распространения нот.

ХIХ век - оркестр решает более сложные художественные задачи. Деятельность в истории оркестра Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Д. Россини, К. Вебера.

30-е и 40-е годы - расцвет творчества М.И. Глинки (1804–1857 гг.) - основоположника русской классической музыки и русской оркестровой культуры.

50–70-е годы - оркестровое мастерство Р. Вагнера. Оркестру поручается характеристика действующих лиц, отвлеченных идей, сил природы посредством лейтмотивов. Оркестр был призван выражать чувства героев, их страсти и страдания.

Конец ХIХ века - творческая деятельность П.И. Чайковского. Оркестру Чайковского присуща проникновенная задушевность, он всецело доверяет чистым тембрам, индивидуальности каждого голоса оркестра.

В конце ХIХ столетия окончательно устанавливается большой состав симфонического оркестра. Продолжаются поиски новых тембров.

Симфонические оркестры России. 1920 год - учреждение оркестра Петроградской государственной филармонии. Выдающиеся отечественные дирижеры: В. Сук, А. Гаук, А. Сараджев, Е. Мравинский, И. Мусин и другие.

1936 год - создание Государственного симфонического оркестра Союза ССР. С 1953 года начал интенсивную концертную деятельность вновь организованный оркестр Московской консерватории.

Известные зарубежные симфонические коллективы.

Литература:

3. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. - М.,1963.

4. Сидельников, Л. Большой симфонический оркестр / Л. Сидельников. - М. : Музыка, 1981.

Тема 2. Виды оркестров. Партитура симфонического оркестра. Классификация музыкальных инструментов

Концертный и оперный симфонические оркестры. Оркестры радио и телевидения, оркестры кино.

Среди многообразных составов симфонического оркестра выделяются два основных типа оркестра - малый и большой, представляющие собой организованное сочетание трех групп музыкальных инструментов.

Партитура оркестра (общее определение). Виды партитур, составы симфонических оркестров.

Три группы музыкальных инструментов: струнные, духовые и ударные. Струнные инструменты делятся на смычковые, щипковые и клавишные. Духовые инструменты делятся на лабиальные, лингвиальные и амбушюрные. Ударные инструменты бывают с определенной высотой звука и без определенной высоты звука.

Три состава оркестра: парный, тройной, четверной.

Случаи эпизодического присоединения к симфоническому оркестру певческих голосов. Присоединение к симфоническому оркестру дополнительного ансамбля медных духовых инструментов.

Смешанные, индивидуализированные составы оркестров.

Литература:

1. Барсова, Н. Симфонический оркестр и его инструменты / Н. Барсова. - М., 1962.

2. Гинзбург, С. Что надо знать о симфоническом оркестре / С. Гинзбург. - Л. : Музыка, 1967.

3. Карс, А. История оркестровки / А. Карс. - М. : Музыка,1990.

4. Римский-Корсаков, Н. Основы оркестровки / Н. Римский-Корсаков. - М.,1946.

5. Розанов, В. Инструментоведение / В. Розанов. - М. : Сов. композитор, 1974.

6. Фомин, В. Старейший русский симфонический оркестр / В. Фомин. - Л. : Музыка, 1982.

7. Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра / М. Чулаки. - М., 1962.

Тема 3. Смычковые инструменты симфонического оркестра

Две группы смычковых инструментов: ручные (скрипка, альт) и ножные (виолончель и контрабас).

Скрипка. Конструкция инструмента. Мастерские великих итальянских семейств - А. Амати, А. Гварнери, А. Страдивари. Строй, диапазон; три способа извлечения звука: движение смычка по струне, щипком пальца, ударом трости смычка по струне.

Основные штрихи и приемы игры на скрипке.

Технические и художественные возможности инструмента.

Альт. Транспорт инструмента (звучит на квинту ниже основного инструмента), диапазон, характеристика тембра.

Виолончель. Нотируется (записывается) в основном в басовом и теноровом ключах. Строй, диапазон, технические и художественные возможности инструмента. Характеристика тембра инструмента.

Контрабас. Струны контрабаса, в отличие от остальных струнных инструментов, настроены по квартам следующим образом: соль, ре, ля, ми (большой октавы). В больших современных оркестрах имеется по два пятиструнных контрабаса, дающих еще более низкие звуки: пятая струна у них настроена на ноту «до» контроктавы.

Роль контрабаса в оркестре. Технические и художественные возможности инструмента.

Литература:

2. Мальтер, В. Таблицы по инструментоведению / В. Мальтер. - М., 1972.

3. Розанов, В. Инструментоведение / В. Розанов. - М. : Сов. композитор, 1974.

5. Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра / М. Чулаки. - М., 1962.

Тема 4. Группа деревянных духовых инструментов

Вторая группа симфонического оркестра - группа деревянных духовых инструментов. Изготовлены из особых сортов дерева (в старину эти инструменты часто делались из других материалов - слоновой кости, фарфора, хрусталя, золота).

Каждый из инструментов этой группы оркестра имеет вполне индивидуальную конструкцию. Общим у них является способ извлечения звука. Общий диапазон группы превышает диапазон всех других оркестровых объединений.

Характеристика тембра каждого представителя группы деревянных духовых инструментов.

Деление инструментов по способу вдувания звука: губные (лабиальные) - флейта; язычковые (лингвиальные) - гобой, кларнет, фагот и саксофон.

Трости язычковых деревянных духовых инструментов.

Флейта. Разновидности флейты (прямая и поперечная).

Усовершенствование механизма флейты Теобальдом Бемом в отношении конструкции системы клапанов.

Диапазон флейты, регистры, тембры. Техника игры на флейте.

Разновидности флейты.

Гобой. Исторические предшественники гобоя - бомбарда и зурна (кавказский и среднеазиатский народный инструмент). Технические и художественные возможности гобоя. Исторические разновидности гобоя (пикколо геккельфон, гобой, гобой д,амур, английский рожок, или альтовый гобой, баритоновый гобой, или геккельфон). Современные разновидности гобоя.

Кларнет. Исторические предки инструмента - средневековый народный инструмент - свирель шалюмо и свирель. Постоянным членом оркестра кларнет стал только в конце ХVIII века. Техника игры на кларнете. Разновидности кларнета.

Фагот. Родословная фагота восходит к ХVI веку. Его предком считается старинная басовая свирель - бомбарда. Конструкция фагота, характеристика тембра, технические и художественные возможности инструмента. Разновидности фагота. В современном оркестре сохранились фагот и контрафагот (транспонирует на октаву ниже написанного).

Саксофон изобретен в 1840 году бельгийским мастером Адольфом Саксом. Занимает промежуточное положение между деревянными и медными духовыми инструментами. Характеристика тембра инструмента. В ХХ веке становится «королем джаза». Технические и художественные возможности инструмента.

Литература:

1. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. - М.,1963.

2. Сидельников, Л. Большой симфонический оркестр / Л. Сидельников. - М. : Музыка, 1981.

3. Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра / М. Чулаки. - М., 1962.

4. Фомин, В. Старейший русский симфонический оркестр / В. Фомин. - Л. : Музыка, 1982.

Тема 5. Медные духовые инструменты

Медные духовые инструменты - величие оркестра. В древнейшие времена использовались бараньи рога в форме рожка, в Средние века - именные рожки, которые назывались олифантом (изготовлялись из слоновой кости), в эпоху Возрождения использовались ближайшие собратья рожка - корнет и серпент.

Характеристика третьей группы симфонического оркестра (в ней насчитывается от десяти до семнадцати инструментов), материал, из которого изготавливаются инструменты и характеристика ее звучания. Способ извлечения звука. Мундштук - приспособление для извлечения звука у медных духовых инструментов. Изменение строя (натуральной шкалы) достигалось при помощи «крон» - добавочных кусков трубки, вставляемых в основную трубку для ее удлинения.

Место медных духовых инструментов в партитуре симфонического оркестра.

Изобретение вентильного механизма и его значение для валторн и труб. Значение кулисы для тромбона. Применение сурдин у медных духовых инструментов.

Валторна. Прародитель современной валторны - лесной рог. Начиная с ХVII века, валторну начинают вводить в оперу, а в ХVIII веке она становится постоянным членом симфонического оркестра. Характеристика тембра валторны, ее место в партитурной строке. Техника игры на валторне. Художественные возможности инструмента.

Валторновые трубы. Построены по заказу Рихарда Вагнера для его тетралогии «Кольцо Нибелунга» с целью получения нового тембра.

Труба. Конструкция инструмента, характеристика тембра, регистры. Техника игры на трубе.

Тромбон. Записывается в басовом и теноровом ключах. Значение кулисы. Наличие добавочной кроны (понижает весь звукоряд тромбона еще на кварту вниз). Регистры тромбона. Техника игры на тромбоне.

Если вы не представляете свою жизнь без музыки: мечтаете стать популярным исполнителем и выступать перед публикой, создавать музыкальные произведения и писать тексты песен, то поступление на специальность «Музыкальное искусство эстрады» станет правильным выбором! Все основные дисциплины, так или иначе, связаны с любимым видом творчества: это сольное пение, ансамблевое исполнительство, блок музыкально - теоретических дисциплин, танцевальная подготовка, сценическое и актерское мастерство, практическая работа на профессиональном звукозаписывающем оборудовании, живые концерты.

Совершенствуя свои музыкальные навыки в процессе обучения в Московском Городском Открытом Колледже, вы станете профессиональным исполнителем и сможете обучать других, получите возможность руководить творческим коллективом, сможете организовывать концерты и студийные звукозаписи, станете продюсером, постановщиком концертных программ или звукорежиссером.

Почему для обучения выбирают наш колледж:

ОСНАЩЕНИЕ

В колледже находится собственная студия звукозаписи с отличной звукоизоляцией, современным аналоговым и цифровым оборудованием. Это дает возможность талантливым студентам записывать собственные композиции в стенах колледжа, развиваться в ногу со временем и уже в период обучения конкурировать с популярными исполнителями и овладевать технической стороной записи музыкальных дорожек. Процесс обучения превращается в увлекательное приключение и самореализацию, что жизненно важно для творческих личностей.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Профессиональные музыканты, яркие и практикующие артисты, лауреаты международных премий и конкурсов. Руководство колледжа постоянно приглашает известных артистов и ведущих педагогов для общения со студентами и проведения дополнительных занятий и мастер-классов.

УНИКАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Методика обучения основана на мировых стандартах профессионального образования WorldSkills . Упор делается на практические занятия. Студенты записывают авторские и популярные песни, участвуют в конкурсах, что дает возможность уже в процессе обучения привыкнуть к сцене и избавиться от боязни перед ней.

Помимо обязательных дисциплин 2 раза в неделю в стенах колледжа проходят занятия Студенческого театра по актерскому и сценическому мастерству, также молодые исполнители учатся профессиональной работе на камеру и грамотному общению с прессой.

За отличную учебу и победы в музыкальных конкурсах и фестивалях студентам предоставляется скидка на обучение.

ПРАКТИКА

Процесс обучения неразрывно связан с практической составляющей. Занятия проходят в творческой атмосфере.

Преподаватели колледжа подходят индивидуально к каждому студенту, благодаря чему учебное заведение выпускает самобытных и уникальных артистов.

Практика проходит на концертных площадках, в домах культуры г. Москвы, центрах дополнительного образования, в музыкальных школах и продюсерских центрах.

РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

Обучение в Московском Городском Открытом Колледже дает возможность стать сольным исполнителем, руководителем музыкального коллектива, преподавателем и экспертом – профессионалом в области истории, культуры и реализации музыкального направления в современных и классических направлениях.

Вы научитесь: петь, правильно ставить голос и раскрывать все его возможности, записываться сами и организовывать записи музыкальных произведений в студиях звукозаписи, проводить концертную и репетиционную работу, раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность артистов, применять разнообразные технические средства для реализации художественно-творческих задач, использовать знания в области психологии и педагогики в преподавательской деятельности, пользоваться учебно-методической литературой, формировать собственные приемы и методы преподавания, разрабатывать необходимые методические материалы, исполнять обязанности руководителя любительского творческого коллектива, принимать управленческие решения, планировать, организовывать и контролировать работу творческого коллектива исполнителей.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Получение Диплома о среднем профессиональном образовании государственного образца дает выпускникам колледжа возможность для успешного трудоустройства не только в России, но и в других странах мира, потому что наши преподаватели имеют отличную репутацию, дают студентам высококлассное образование и все необходимые знания и навыки для работы в сфере музыкального искусства эстрады.

Стартовая позиция для выпускника (или студента) колледжа - преподаватель/репетитор, сольный исполнитель или руководитель (помощник руководителя) музыкального коллектива.

Выпускники данной специальности широко востребованы и работают на следующих позициях: вокалисты, артисты, преподаватели вокала, основатели и директора музыкальных школ, постановщики концертных программ, звукорежиссеры или продюсеры.

Колледж содействует в трудоустройстве лучших выпускников!

ДОСТИЖЕНИЯ:

Студент колледжа Борис Куракин 2 года подряд (в 2017 и 2018 гг.) занимал призовое 3-е место в Открытом чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера по стандартам WSR »

Екатерина Валентиновна Спиридонова

Преподаватель высшей категории

В 2001 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных.

Награждена благодарностью Департамента образования г.Москвы за большой вклад в подготовку педагогических кадров.

Общий стаж работы в т.ч. по специальности: – 19 лет.

Преподаватель дисциплин: музыкально-теоретический блок дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература, гармония, основы дирижирования и т. д.), фортепианное исполнительство, хормейстер.

Лилия Данииловна Каяниди

В 2000 году окончила Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусств, направление/специальность: Музыкальное искусство эстрады, специализация: эстрадно-джазовое пение.

В 2003 году окончила Московский педагогический государственный университет, музыкальный факультет, эстрадное пение.

В 2017 году окончила РГСУ «Высшая школа музыки им. А. Шнитке» по специальности: педагог эстрадного вокала.

– 19 лет

Преподаватель дисциплин: сольное пение

Александр Леонидович Пак

Магистр, певец, член оргкомитета международных конференций ВШП МГУ в Греции и международного студенческого фестиваля «Друзья, прекрасен наш союз» в Болгарии, педагог по вокалу в Школе вокала ПЦ «GLORIA»

В 2013 году окончил Институт Современного Искусства по специальности «Музыкальное искусство эстрады». Квалификация - концертный певец, солист ансамбля, преподаватель по эстрадно-джазовому пению

В 2015 году окончил Магистратуру факультета искусств МГУ им. М.Ломоносова.

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: - 8 лет

Преподаватель дисциплин: сольное пение.

Вероника Алексеевна Ваиль

Магистр, мастер по вокалу в Академии S.T.A.R.S. Яны Рудковской, педагог по вокалу, певица, руководитель и солистка музыкальной группы «Vanil Band»

В 2013 году окончила Институт Современного Искусства, эстрадно - джазовое отделение по специальности: музыковед, профессиональный артист, педагог по вокалу.

В 2015 году окончила магистратуру в МГУ им. Ломоносова - факультет искусств, музыкальное отделение

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: – 10 лет

Преподаватель дисциплин: ансамблевое исполнительство, работа с ансамблем, сольное пение, анатомия и гигиена певческого голоса

Елена Николаевна Кроткова

Певица, руководитель вокальной студии "ВокАллея", преподаватель по вокалу в Школе вокала ПЦ «GLORIA», солистка группы «Вера Нации»

В 2013 году окончила Институт Современного Искусства, по специальности музыкальное искусство эстрады (эстрадно-джазовое пение) в Москве. Получила три квалификации: концертный певец, солист ансамбля, преподаватель по специальности "Музыкальное искусство эстрады (эстрадно-джазовое пение)".

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: 7 лет

Преподаватель дисциплин: сольное пение

Олег Александрович Лысак

Режиссер-постановщик Молодежного театра МЭИ, Руководитель Студенческого театра «МЭГОКИП», преподаватель по актерскому мастерству и основам сценической речи, артист, автор театральных и концертных постановок

В 1989 году окончил Московский энергетический институт по специальности «Радиофизика и электроника».

В 2002 году окончил институт психодрамы и ролевого тренинга (рук. Е. Лопухина).

В 2004 году окончил режиссерский факультет Московского государственного университета культуры и искусства (рук. курса – В.И. Зыков).

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: 25 лет.

Преподаватель дисциплин: актерское мастерство, основы сценической речи

Кристина Николаевна Варлыгина

Магистр, руководитель Школы танцев «Жете», педагог по хореографии, народному и классическому танцу, сценическому движению

В 2000 году окончила Астраханское областное училище культуры, включая курсы повышения квалификации работников культуры (квалификация - «Хореографическое искусство»)

В 2003 году окончила Астраханский государственный университет

В 2014 году окончила Магистратуру в Институте бизнеса и дизайна (г.Москва)

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: 16 лет

Преподаватель дисциплин: мастерство хореографа, классический, народный танец, сценическое движение.

РЕНАТ МИРЗАЭКРАМОВИЧ АХТЯМОВ

Музыкант, аранжировщик, звукорежиссер студии звукозаписи ПЦ «GLORIA», участник группы «City Band» и других групп (клавишные)

В 2003 году окончил Мурманское музыкальное училище (факультет - Музыкальное искусство эстрады)

В 2008 году окончил Московский Государственный Университет культуры и искусств (факультет - Музыкальное искусство эстрады). Педагог, солист оркестров и ансамблей (клавишные).

Общий стаж работы, в т.ч.по специальности: – 15 лет

Преподаватель дисциплин: звукорежиссер студии, аранжировщик

Денис Владимирович Козарь

Звукорежиссер студии звукозаписи ПЦ «GLORIA», концертный звукорежиссер, музыкант (ударные)

В 2006 году окончил Московский Государственный Институт электроники и математики, (факультет - прикладная математика).

В 2016 году окончил курсы повышения квалификации в Школе «Musicheads» по концертной режиссуре, сведению и мастерингу.

Общий стаж работы: 13 лет, по специальности – 8 лет

Преподаватель дисциплин: звукорежиссер студии и концертов

Специализация: Концертные народные инструменты

Квалификация: Концертный исполнитель. Преподаватель

Что делает концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, артист оркестра, артист ансамбля, концертмейстер, преподаватель?

Выступает в качестве:

  • солиста-инструменталиста,
  • исполнителя концертных программ,
  • артиста различного видов ансамблей,
  • оркестранта,
  • преподавателя всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности.

Что умеет концертный исполнитель?

  • владеет значительным сольным, камерно-ансамблевым и оркестровым репертуаром, включающим произведения разных эпох, жанров и стилей;
  • способен представить собственную исполнительскую интерпретацию,
  • обладает сценическим артистизмом, навыками работы в различных театральных и концертных коллективах,
  • владеет навыками аранжировки музыкальных произведений;
  • владеет современными методами педагогической работы в разных звеньях музыкального образования

Где работает концертный исполнитель?

  • театры,
  • филармонии,
  • концертные организации,
  • творческие союзы и общества;
  • учреждения и организации отрасли культуры и искусства,
  • учреждения музыкального образования.

Кто учит концертных исполнителей?
Подготовкой концертных исполнителей кафедры консерваторского факультета:

  • кафедры исполнительского факультета:
  • кафедра специального фортепиано (заведующий Е. А. Левитан, профессор, заслуженный деятель искусств РФ),
  • кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования (заведующий В. Г. Лебедев, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств, лауреат премии фонда им. И. Архиповой, художественный руководитель и главный дирижер государственного русского народного оркестра «Малахит», профессор);

Среди педагогов - талантливые музыканты, заслуженные деятели искусств РФ, народные и заслуженные артисты РФ, лауреаты и дипломанты различных всероссийских и международных конкурсов:

  • Н. Н. Малыгин (заслуженный работник культуры РФ, профессор);
  • В. И. Лавришин (заслуженный деятель искусств РФ, профессор);
  • Б. Ф.Смирнов (заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, доктор искусствоведения);
  • А. Ю. Нечаев (лауреат международного конкурса, доцент);
  • И. И. Щедрин (заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, кандидат философских наук)
  • В. Г. Герасимов (заслуженный артист РФ, профессор);
  • Э. А. Болодурина (Заслуженный работник культуры РФ, декан музыкально-педагогического факультета, профессор, кандидат педагогических наук);
  • Б. П. Потеряев (заслуженный работник культуры РФ, профессор);
  • В. Д. Мороз (заслуженный артист РФ, доцент)
  • Т. В. Стадниченко (Заслуженная артистка РФ, доцент);
  • М. В. Ивашков (лауреат международных конкурсов и всероссийских конкурсов, доцент)
  • А. В. Чернов (лауреат международных конкурсов, доцент);
  • В. Н. Шульга (доцент);
  • Т. В. Бурнатова (доцент)
  • В. А. Грехов (доцент);
  • С. В. Кошевой (старший преподаватель)
  • А. С. Султанова (старший преподаватель)
  • Е. Я. Лебедева (старший преподаватель)
  • и другие.

Какие предметы изучает будущий концертный исполнитель?

  • специальный инструмент;
  • оркестровый класс
  • дирижирование
  • ансамбль
  • историю исполнительства
  • историю и современное состояние отечественной и зарубежной музыки,
  • историю искусств,
  • сольфеджио,
  • гармонию,
  • полифонию,
  • музыкальную педагогику и психологию,
  • музыкальную информатику,
  • эстетику,
  • методику обучения игре на инструменте,
  • специальный инструмент,
  • концертмейстерский класс,
  • компьютерную аранжировку;
  • и многое другое.